Видео из нашего архива. Это было последнее мероприятие в нашей старой-доброй Артели (незадолго до пожара). Смотрите видеосюжет, друзья. В нём Иван Мордовин рассказывает о том, как найти себе дело по душе, историю нашей мастерской авторской мебели премиум-класса, знакомит гостей с производством и делится миссией проекта Артель Русичи, которая звучит так: «Мы возрождаем русский стиль в мебели и архитектуре, поднимаем престиж рабочих профессий, создаём жилые пространства, культурные объекты, образовательные программы и события для гармоничного развития личности».
Иван Мордвин:
Как я пришел в предпринимательскую деятельность и как мы начали создавать и развиваем наш производственный проект Артель Русичи.
Мы возрождаем русский стиль мебели и архитектуры, поднимаем престиж рабочих профессий, создаем жилые пространства, культурные объекты, образовательные программы и события для гармоничного развития личности. Так звучит наша миссия, и каждое слово здесь подкреплено реальными артефактами, реальными делами.
Про мебель вы уже увидели. И в этой мебели есть некая идея возрождения русского стиля и, в принципе, этнического стиля в мебельной архитектуре.
Мы поднимаем престиж рабочих профессий. То, про что мы сегодня разговаривали. В том числе и эта столовая. Это элемент того, чтобы люди рабочих профессий гордились тем, чем они занимаются. Они должны говорить с гордостью, я — Артельщик! Мы всё в этом в этом направлении делаем: зарплаты самые высокие в отрасли стараемся платить, и я такую бизнес-модель строю, чтобы мы могли себе позволить самые высокие зарплаты.
Вот такие бытовые условия у нас там, инструмент — один из лучших, мировыми брендами лучшими пользуемся и так далее. Мы премии даем и будем отправлять в санатории, и за рубеж, и так далее, чтобы люди чувствовали свою вот эту вот причастность к рабочей профессии и гордились. Рабочие — это не какие-нибудь там шабашники, а это серьезные люди.
Плюс мы делаем вот такие мастер-классы. К нам приходят дети, взрослые, видят, что наши работники — это серьезные люди, у всех семьи, не пьющие ребята у нас. Поэтому престиж рабочей профессии – это одна из таких тем, которую мы качаем, продвигаем.
А в советское время, взрослое поколение помнит, что у рабочих были столовые шикарные, у каждого предприятия был база отдыха на море, санаторий и так далее. Руководитель зарабатывал меньше, чем токарь 5 разряда, потому что токарь — это тот человек, который создает ценность. Рабочим быть престижно, достойно и мы это всячески продвигаем и будем продвигать.
По поводу мероприятий: мы провели более 50 мероприятий, более 70 тысяч посетителей прошли через наши декорации. Например, есть такой Фестиваль культуры и спорта народов Кавказа, он проходит ежегодно. Советую посетить. Там все республики выставляют свои подворья, и в том числе и мы выставляем русское подворье, в натуральную величину. В Грозном вот это выстраивается, и все республики туда приезжают. И мы, когда начали в этом участвовать, поняли, как много переплетений вот этих культурных слоев между нашими народами. Мы живем в многонациональной стране, в многонациональном мире, все мы имеем какое-то свое культурное наследие, бэкграунд, опыт. В общем, мы занимаемся, в том числе, и культурными мероприятиями.
Мы комплектуем музеи. У нас в Железноводске есть музей. Рекомендую, кстати, посетить, музей Льва Толстого. Мы делали большие экспозиции для него. Там, кстати, наша лавочка стоит на входе прямо. И когда приехала комиссия из Москвы, принимать реставрацию этого музея, она, комиссия, сказала: "В каких складах вы нашли такую лавочку? Офигеть!" Директор музея на нас показывает: «Это ребята сделали». Таким образом, мы вносим свой вклад в сохранение нашей культуры. И я эту тему популяризирую, в том числе и на фестивалях, чтобы все мы, разные люди из разных народов, свои корни чуть-чуть вспоминали и немножко эти вещи интерпретировали в свою жизнь повседневную.
Найди себе дело по душе
Иван Мордовин, руководитель мастерской авторской мебели премиум-класса Артель РусичиЕсли вы заметили, я горю этим делом. И вот эта вот фраза, которую Конфуцию приписывают: «Найди себе дело по душе, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни»… Молодое поколение, к вам особенно это относится. Если вы занимаетесь любимым делом, вот как сейчас у вас есть какое-то увлечение, кто-то вышивкой, кто-то танцами, кто-то еще чем-то. Вот эти вещи нужно в себе развивать, продвигать и находить то, что вам нравится. И когда вы будете получать профессию, важно получать ту профессию, которая вам нравится. В которой вы не будете работать на работе за зарплату, а которой вы будете заниматься ежедневно или по выходным с удовольствием.
Я свое предназначение или свое любимое дело нашел в 30 лет. Поэтому не обязательно в 8 лет знать, чего вы хотите в своей жизни и чем вы будете всю жизнь заниматься. Я занимался разной предпринимательской деятельностью и только в 30 лет нашёл то, что мне нравится. Может, найду что-нибудь еще.
Как я решил заняться столярным делом
Иван Мордовин за любимым деломНикогда бы не подумал, что я этим буду заниматься. Но был звоночек в девятом классе. Тогда у старшего поколения была профориентация. Я в девятом классе попал на экспериментальную программу, экономике нас учили и мне эта тема понравилась. К нам приходил предприниматель и рассказывал предпринимательский опыт, это конец 90-х годов, меня эта тема вдохновила. В девятом классе мне нужны были деньги, родители не богатые, все время искали где-то подработку и мне отец в девятом классе говорит: « Слушай, у меня друг – столяр, может пойдешь к нему? Подработаешь, подучишься, еще и денег за лето заработаешь». Я ему сказал: «Я буду бизнес свой делать, какой там, я буду столяром подрабатывать». Короче, не пошел.
Прошло время, мне 30 лет, я еду с семьей в город Волгоград. И в городе Элиста у меня ломается машина. Машина ломается в 5 утра, ничего не могу сделать, не могу завести, жду. В 8 откроются мастерские, начну ремонтировать. У меня полная машина женщин: жена моя, матушка, тетя моя и двое детей. Весь день мы ездим, ищем, где починить машину. Мне и форсунки чистили, и что только не делали. Toyota Chaser у меня была. В общем, весь день мы ездим, и я вижу город Элиста во всей его красе. Я думал, Элиста - это какая-то дыра на самом деле. Но что меня впечатлило, так это то, что Элиста - это столица европейского буддизма. Официально, это ее статус. То есть, там буддистская тема очень хорошо проявлена. Там фонарные столбы, в какой-то архитектуре остановочки и так далее.
А так как я эстет, мне нравится всё это дело, я езжу там на буксире за таксистами, наблюдаю город, и меня это наполняет. Какое-то такое, знаете, вдохновением или озарение… В итоге, я в какой-то момент принимаю решение. Все, я дальше не еду. Я еду домой изучать, где мои корни. Так как я являюсь носителем русской этнической культуры, я думаю, почему мы не можем в городах видеть проявление нашей культуры? Что в наших республиках есть? То есть, если нас телепортировать вот так вот в какой-нибудь квартал и спросить, что за город, мы не скажем, так сразу, нет. А почему бы не проявлять свои культурные коды в каких-то элементарных вещах, в архитектуре и так далее. Настолько это меня сильно озарило, впечатлило, что я принимаю решение, что если починю машину, еду обратно.
Время без пяти пять вечера, в пять утра машина сломалась, напоминаю. В пять вечера мы подъезжаем к одному мастеру, я говорю, вот такая ситуация, а он говорит, мол, я в пять закрываюсь, завтра приходи. Я говорю, ты что, у меня полная машина женщин и детей, у меня 500 километров туда, 500 обратно, выручай. Он заходит, открывает панель, за три минуты заводит мне машину, я такой, в смысле? Короче, там сигнализация заглючила, он просто ее отключил. Я в шоке, дикость этой ситуации, яркость события. Весь день я езжу на буксире, там двигатель чуть вдоль и поперек не разобрали. В тот момент, когда я принял решение, что дальше не еду, что еду обратно свою миссию формировать, скажем так, мастер мне за три минуты заводит машину. Я такой, всё, едем домой.
Конечно, мои женщины возмущались, мол ты что, поехали. Тётку в Волгоград везем, мы к ней в гости. Я говорю, не-не, у меня такие шутки плохи, я для себя решил. Поэтому отвезли тётю на автовокзал. Там через полчаса ее автобус, мы ее благополучно посадили. Приехали домой, я начал эту тему изучать. Книги стал выписывать. Потом поехал в Москву, в Санкт-Петербург по музеям. И я увидел такую картину. В России, любую взять деревню, все дома, бедные или богатые, тех времен, дореволюционных, или начала советской эпохи, все имеют какие-то резные наличники, какой-то декор, какую-то эстетику. А у нас в 90-е годы? Мы что получили? Вот эти школы из силикатного кирпича, как я их называю. В хрущевках все плоское… Но вопрос, почему тогда люди заморачивались и считали, что надо создать эстетику, а мы потом решили, что не надо этого делать?
Есть такая тема, Артемий Лебедев тоже это подсвечивает. Смотрите, если я малыш, родился и вижу вокруг себя эстетику, я расту, у меня эстетический вкус формируется, я вырос и в своей взрослой жизни реализую свою насмотренность. То есть, тоже создаю эстетику. И другой вариант. Я родился, вот эти ЛДСПшные панельные шкафы… В итоге получается, что если ребенок растет в такой «плоскопанельной» жизни, то он так же «плоскопанельно» и реализует потом свою насмотренность. Хорошо, если что-то получилось прокачать. В путешествиях, например. Так вот, почему-то это тогда было ценно, а сейчас стало не очень.
Стал изучать, у меня появилось хобби. Это событие произошло в 2012 году, а в 2013 году, через полгода каких-то, у меня было хобби, я просто этим занимался. В 2013 году. я иду на работу, и меня сбивает машина. Очень сильно пострадало лицо, перелом лицевой кости был, как потом выяснилось. Сбивает машина, я понимаю, что я ничего не создаю, а жизнь может закончиться в любой момент. А мое хобби меня увлекает и я понимаю, что если я выживу, то я все бросаю и буду заниматься только этим: развивать столярные проекты, сам развиваться и так далее. Через три недели вышел из больницы. Передал все дела и занялся столярным делом.
Занимался в подвале родительского дома. Деньги быстро закончились. Короче, еще один инсайт. Если деньги не зарабатывать, то они очень быстро заканчиваются. В общем, были разные времена в самом начале. И был такой момент, когда у меня супруга искала мелочь на подоконнике, 5 рублей где-то там завалялось, и надо было их найти, чтобы на полбулки хлеба хватило. Полбулки хлеба. Даже на булку хлеба не хватало. Слава Богу, это был недолгий период. За полгода, за год мы начали развиваться, стали получать заказы и у меня случился такой инсайт, я хочу с вами поделиться.
Когда взрослые говорят детям, особенно старшеклассникам, надо найти свое предназначение, найдите себе путь и так далее... Мне понравилась вот эта фраза: «Предназначение само тебя найдет, когда ты будешь к этому готов. Ты можешь лишь проявить себя для него. Любовь это не выбор». То есть, если мы будем все время искать, это предназначение, то не факт, что мы его найдем. Но если мы будем заниматься любимым делом, делать то, что нам нравится, развивать свои увлечения и хобби, то в какой-то момент, вполне возможно, вот это ваше предназначение, оно вас найдет, и у вас случатся какие-то случайные не случайности.
3 стратегии заработка
Иван Мордовин в офисе Артели РусичиЧтобы заработать деньги на любом деле, есть всего-навсего три основных стратегии, как это можно сделать. Первая стратегия – работа по найму. Например, вы вышиваете, и вы можете пойти работать по найму, заниматься любимым делом и получать зарплату. Тут есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, это стабильность. Вы получаете зарплату регулярно. Вы знаете, что у вас есть работа. Для вас предприниматель создал систему, вы в этой системе работаете. Но нет шанса, что у вас что-то сильно изменится.
Вот, например, на графике зарплата моей мамы за много лет. Она сильно не менялась. Мама работала в бюджете, в медицине, и зарплата сильно не менялась. Но зато была стабильность. Если вам это нравится, и вы развиваетесь в своей профессии, которая вам нравится, то вполне возможно работать по найму. Единственное, нужно понимать, что стабильность это же плюс, что у тебя все стабильно, и это же минус, ты не можешь сильно куда-то прыгнуть. Хотя увеличивать доход, наверное, можно. Карьеру строить и так далее.
Вторая стратегия – это ремесленник. Или, как сейчас модно говорить, самозанятый. Когда человек сам на себя работает, он в системе не работает, он просто начинает работать на себя. Он должен находить клиентов, обрабатывать клиентов и оказывать какую-то услугу. Но здесь тоже есть какой-то свой потолок, потому что все равно две руки, две ноги человек не может сделать больше, чем физически сможет вывезти. Но тоже, почему нет, стратегия рабочая, люди работают на себя и вполне себе неплохо живут. Но тут нужно понимать, что стабильность здесь нам только снится. Кому-то это нравится, это свобода, стабильности здесь нет, но вполне себе люди работают и развиваются.
Третья стратегия – это предпринимательство. Когда человек сам создает систему, в эту систему берет наемных сотрудников, создает для них стабильные условия, и сам может делать, что хочет в рамках своего проекта. У него и доход может увеличиться очень сильно, но также есть риски, что доход может уменьшиться и даже может уйти в минуса. Но тут важная особенность, человек не своим трудом зарабатывает деньги, а организацией работы других людей – на этом он и зарабатывает.
Как можно заработать деньги на любимом деле?
Я приведу пример своего приятеля, Виталия Шабанова. В 15 лет он пришел в парапланерный спорт. Казалось бы, любимое дело – параплан. Как можно заработать на параплане? В будние дни работай на заводе, в выходные – летай в свое удовольствие. Вроде как логично. Но что он делает? Во-первых, он стал чемпионом мира по парапланерному спорту в какой-то номинации. Он поставил рекорд по самому длинному перелету на параплане, где-то в Австралии пролетал. Проехал весь мир и теперь катает людей. Но катает людей он... На Юце, в Чегете. А зимой он уезжает в Абхазию и там катает людей. Катать людей стоит 5 тысяч рублей один полет. Полет по времени 20 минут. Сколько он за день полетов может сделать? Десяток. Вполне себе нормальный доход. Человек не изменил своему любимому делу. Он каждый день летает.
Поэтому, друзья, найдите себе дело по душе, и вам не придется работать ни дня в своей жизни. Любимое дело, оно вдохновляет, и не обязательно сразу зарабатывать деньги. Когда-нибудь можно поработать и без денег. Если вы любите это дело.
Производство мебели из массива. Экскурсия
Гости Артели Русичи. Экскурсия для детей и родителей на производство мебели из массиваЗдесь у нас въездные ворота. Сюда мы поставляем доску. Доска сразу у нас приходит подготовленная. Мы на комбинате заказываем некоторые операции, а именно сушка, строгание и шлифовка древесины. Поэтому доска уже подготовленая к нам приходит. Сюда мы загружаем лес и отсюда же мы выгружаем готовую продукцию. И сейчас мы пройдем весь путь доски, весь путь заготовки.
В общем, сюда мы привозим лес и дальше заносим его в саму мастерскую. Чтобы мебель была прочная, ровная и долговечная, мы должны использовать только адаптированную древесину, которая полежала в той обстановке температуры влажности, где она будет обрабатываться. Мы оттуда заносим лес, здесь выкладываем, он здесь неделю лежит, и мы потом его начинаем перерабатывать. Ну, это все циклично. Это те же доски, что и там, но они здесь адаптируются. У нас есть технологические карты на все изделия, но самые популярные вот здесь модели висят, чтобы было наглядно. Отсюда мастер берет доску длинную, она трехметровая. Согласно технологической карте он знает, сколько ему нужно отпилить, выставляет вот этот вот флажочек, давайте сейчас поближе покажу, и вот первая операция: он из длинной заготовки делает короткую заготовку на вот такой пиле. Кто хочет попробовать? Кнопку нажимаешь, вот здесь вот, да, опускаешь. Молодец! Есть еще другие станки, которые из широкой заготовки делают узкую.
Мы, согласно нашего чертежа, делаем детали на стул. И вот один из интересных станков - это ленточная пила. Когда нам нужно сделать фигурную деталь, мы можем сделать это. Делаем из длинной доски нужную нам заготовку нужного размера, нужной формы. Если нам нужна точная форма, мы используем вот этот фрезерный станок. На нем мы копируем точно, можем тысячу деталей сделать, они все будут абсолютно одинаковыми. В общем, вот эти заготовки, они все должны быть абсолютно одинаковыми. Все углы должны быть 90 градусов. Вот эти, которые будут прилегать при сборке стула. Потому что, если хоть чуть-чуть что-то будет кривое, то стул будет скакать, он будет кривой. На том участке мы подготавливаем детали и вот сюда складываем. Это мы называем магазин. Отдельные люди занимаются заготовками, сюда складывают. Здесь идут сборочные участки, где вы будете делать кормушки для птиц и подставки под телефон. А кто сильно творческий, может сделать себе какую-то фигурку. Я потом покажу, когда начнется мастер-класс.
Здесь у нас сборочные участки. Каждый стол делает какое-то одно основное направление изделия. Например, здесь столешницы делают для столов. Здесь скамейки, диваны делают вот такие. Здесь стулья. Там делают разные эксклюзивные вещи. Это сборочный участок. Если там мы начали с доски, то вот после этого участка уже появляется готовое изделие, но оно еще не готово к эксплуатации. И вот здесь у нас... Отстойник готовой продукции. Мастера-сборщики собирают мебель и выставляют вот здесь, неокрашенную. Она здесь отстаивается, ждет своей очереди, когда освободится малярная камера, где будут красить. Отсюда мастера-маляры забирают неокрашенную вот такую деревянную мебель, заносят в малярную камеру, проходим. Это все грунт. Сейчас мы находимся в шлифовальном участке. Но он у нас адаптирован под малярку. Мы в любой момент можем усилить. У нас две малярки постоянно действуют. Это третья. Но здесь в основном шлифуют. Можем использовать, как малярку в любой момент.
Это вытяжка. Это фильтра и вытяжка, да. Приточка отсюда. Подача самотеком. Окрашивание происходит в три слоя. Первый слой это морилка, нужно цвет придать древесине. Маляр отдает шлифовщику, шлифовщик высветляет и делает вот такой узор потертый. Мы же делаем мебель под старину. Нам нужно потереть так, чтобы мебель выглядела как будто ей уже сто лет и ее затерли просто от эксплуатации. У мастеров шлифовальные машинки, наждачки, они высветляют, делают вот такой эффект, чтобы фактуру было видно. Потом они отдают обратно маляру, маляр покрывает грунтом прозрачным. Грунт поднимает весь ворс и делает его таким стеклянным, ломким. Если мы будем просто древесину шлифовать, это долго, она мягкая. А после грунта легко сошлифовать и поверхность становится гладенькая, но матовая. Маляр забирает изделие в третий раз и покрывает уже финишным лаком.
Мы прошли круг правильно. Так как у нас вход и выход один, то мы возвращаемся сюда же, на площадку, с которой начали экскурсию. Сюда готовая продукция лакированная выносится из малярки. Здесь ее собирают, например, если это шкаф, комод, то изделие здесь еще полностью собирают, проверяют. Здесь же упаковывается и на каждое изделие клеится бирка.
Если вы проследили ход мыслей, то отсюда ушла деревяшка, а сюда вернулся готовый стул, упакованный, готовый ехать в другой город. Здесь заказы хранятся недолго, 2-3 дня. У нас логистика работает так, что мы знаем, когда у нас заканчиваются последние операции по упаковке, и мы заранее подбираем транспорт, с которым отправляем мебель заказчику. На каждое изделие клеится вот такая бирка. В бирке есть информация: имя заказчика, телефон, адрес доставки, дата приема заказа, дата сдачи заказа и все изделия, которые в этом заказе присутствуют. На комплект мы клеим один цвет, чтобы визуальный контроль был и меньше возможности ошибиться. Бывает, что в одной машине везем несколько заказов.
Слушай, круто, Вань, давайте похлопаем. Спасибо!